Существенная часть резонансных русскоязычных публикаций в эмиграционной среде сегодня вращается вокруг одного и того же вопроса о бывших московских знакомых: «Как же так - казались нормальными людьми, а в итоге поддержали озверевший режим?»
Но «казались нормальными» - это оценка изнутри определённого круга, той среды, где после 2014 года всё ещё считалось допустимым фотографироваться с главами (прости господи) ЛНР и ДНР (см., например: https://ru.globalvoices.org/2015/06/23/38975/ ).
В действительности значительная часть кремлёвских элит, РПЦ и других институциональных акторов представляла собой давно сформировавшийся слой номенклатурщиков - людей без устойчивых принципов и внутреннего стержня - задолго до того, как это стало очевидно для прогрессивной общественности. Они были и остаются частью системы, которая по существу мало изменилась со времён позднего СССР и продолжала продвигать наверх людей с вполне определённым набором характеристик.
Как я неоднократно писала https://www.researchgate.net/publication/375520157_Smena_rezima_v_Rossii_Demokraticeskij_tranzit_kotorogo_ne_bylo , об отсутствии полноценного транзита в постсоветской рабсии свидетельствуют почти полное отсутствие обновления политических элит и воспроизводство в малоизменённой форме советских институтов и властных практик.
В этой логике реавтократизация рабсии была не следствием роковых ошибок отдельных лидеров, будь то Ельцин или Пидор, а структурно обусловленным и во многом предсказуемым исходом.
@mariasnegovaya, Russia/CEE, @Columbia PhD in Poli Sci, @HSE_eng к.э.н.